Познавательное занятие
«Сам с огнем не играй и другим не позволяй»
 

Цель:
  • Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности,   с первичными действиями при обнаружении пожара;
  • Научить сообщать информацию о пожаре по телефону;
  • Познакомить с профессией пожарного;
  • Воспитывать дружелюбие, желание помочь в беде;
  • Закрепить знание домашнего адреса;
  • Учить детей правильно произносить  слова.
Оборудование: конструктор LEGO, картинки для раскрашивания, разрезные картинки, познавательные плакаты, макет домика с огоньками, полотенце, мягкие игрушки,
форма для команд МЧС и 01.
Пополнение словарного запаса: пожарный, специальный вид транспорта, проблесковый маячок, огнетушитель, пожарные рукава, каска.
Сюрпризный момент: Пожарная машинка с сиреной, «Тушилкин»
Ход занятия:
Дети заходят в кабинет логопеда, знакомятся с новой тематической обстановкой, рассаживаются на места.
Учитель-логопед  представляет  гостей.

Игра разминка (дети хором заканчивают четверостишье):

Где с огнём беспечны люди.
Там взовьётся в небо шар.
Там всегда грозить нам будет
Злой …(пожар).
***
Раз, два,  три, четыре.
У кого пожар в …(квартире)
***
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил …(утюг).
***
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками …(играл).
***
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над…(газом).
***
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег…(траву)
***
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой)

Звучит вой сирены пожарной машины, в группу входит «Тушилкин»

Тушилкин: Здравствуйте, ребята, как думаете - кто я?
Меня зовут «Тушилкин», я помогаю детишкам изучать правила пожарной безопасности.

Пламя бьётся из-под крыши,
Крик о помощи мы слышим,
Суетятся все, кошмар!
Это бедствие - ... (Пожар.)

Тушилкин: Ребята, как вы думаете, из-за чего происходят пожары? (выслушиваются ответы детей)

Задание 1. «Причины пожара»
Дети собирают картинки  и объясняют  причины пожара.
  1. Не выключенные электроприборы
  2. Игра с розетками.
  3. Игра с электроприборами возле воды.
  4. Включенная плита без взрослых.
  5. Игра со спичками.
  6. Игра с огнем в лесу.
  7. Игра с фейерверками.
  8. Уходя не выключен свет.

Дети показывают инсценировку «Кошкин дом»
Вед.
Жила кошка в славном доме
Жили с кошкой несколько котят
Очень славных и красивых
Но иногда непослушных ребят.
И котята непослушные ребята
Захотели спички взять
И немножко поиграть.
1 котёнок.  
Ой, ну что мы тужим.
2 котёнок.
Зажжем и сразу же потушим.
3 котёнок.
И мама ничего не узнает.
И нас не поругает.
Вед.
И дома котята спички зажгли
А потушить не смогли их они.
Быстро огонь побежал по стене
Уж и шторка горит, что весит на окне.
Огонь.
Я огромный огонь,
Я быстро расту
И от спички одной
Я весь дом подожгу.
Вед.
Испугались котята
И быстрей, скорей бежать
Знайте спички не игрушка
Будет мама вас ругать.

Тушилкин: По какой причине произошел пожар у кошки в доме?
(Детская шалость с огнем)
Ребята, а как вы думаете, кто тушит пожары?
(Пожарные)
Как можно вызвать пожарных?
(по телефону 01 и сообщить адрес, где и что горит).

Задание 2. «Вызов пожарной охраны»

Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:
Срочно 01 звоните,
Точно адрес назовите,
Что горит? Давно? И где?..
Несколько минут промчится –
И пожарная примчится!
(детям раздаются листы с рисунком)
На рисунке нужно соединить точки, что получилось? (телефон)
Какие цифры набираем, вызывая пожарных? (01)
Эти цифры раскрашиваем красным карандашом.
Далее каждый ребенок сообщает о пожаре: называет домашний адрес и что горит.
Тушилкин: Пожарные готовы к выезду.

Задание 3. «Пожарные на выезд»
(включается сирена пожарной машины)

Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы.    (Пожарная машина)

Каждому ребенку  предлагается собрать пожарную машинку из конструктора LEGO.

Тушилкин: Ребята, а как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета? (Ответы детей).
Пожарная машина относится к специальному виду транспорта и имеет проблесковые маячки и сирену. Это нужно для того чтобы транспорт на дороге пропускал машины спешащие на пожар.
Когда пожарная дружина приезжает на место пожара, то в первую очередь спасают людей и даже домашних животных.
На пожаре самым опасным является дым, от дыма нельзя никуда спрятаться, поэтому обязательно нужно выходить из помещения закрыв рот и нос влажным полотенцем – защитить органы дыхания.

Задание 4. «Спасение пострадавших» (физкультминутка).
Намочив салфетки в воде, ребята, закрывая рот и нос,   «спасают» любимую игрушку. Всех спасенных передают «медикам» для осмотра.
Тушилкин: Молодцы! Все спаслись, никто не пострадал.
После спасения пожарные приступают к тушению пожара.

Задание 5. «Тушение пожара»
Тушилкин: Когда пожарные тушат, они используют огнетушители, раскатывают пожарные рукава и заливают огонь водой, а мы потушим «Кошкин дом» отгадывая загадки,  убирая огонек с горящего дома.
Шипит и злится,Воды боится.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает?    (Огонь.)
В деревянном домикеПроживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички.)

Это тесный, тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр!
Не шути с сестричками,
Тоненькими........(Спичками)
Поливая дом водой,Мы спасём его с тобой.
И огнетушитель тоже
В этом деле нам поможет.
Как зовётся та беда,
Привела нас что сюда? (Пожар.)
Смел огонь, они смелее,Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (Пожарные)
 Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить........(Огнём)
Пожарного часто в огне защищалаТакая "фуражка" - она из металла.     (Каска.)
Когда бензин горит отменно,Его легко затушит...
(Пена.)
 Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь:
Искусает всю ладонь.
(Огонь)

В рубашке в ярко-красной,В работе безотказный.
Прибор по имени  ОП-5
Обязан каждый знать! (Огнетушитель.)
 Без рук, без ног,
К небу ползет 
(Дым)
 Всё ест – не наедается,
А пьёт – умирает.
(Огонь)
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его …
(водой)
 Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И пожарным помогаю
Засыпать огонь песком  (лопата)
Спешит, гудит – дорогу дай,
Моргает синим глазом,
Примчится вовремя – спасет
Детей и взрослых разом.   (Пожарная машина)

Тушилкин: Пожар потушили, молодцы!
Сегодня вы многое узнали о пожаре и пожарных машинах, как себя вести в случае беды, как правильно вызвать пожарную охрану и самое главное, надеюсь, запомнили, что со спичками играть нельзя! 
А сейчас ещё раз все повторим.

Физкультминутка: Игра «Топаем, хлопаем»
Если дети поступают правильно – хлопаем, если неправильно – топаем.

Чтоб пожаров избежать,
Нужно много детям знать (хлопают)


Спички весело горят,
Буду с ними я играть (топают).

Коля убежал за дом,
Там играет он с костром (топают).

Он опасен,  Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопает).

Таня с Ниною играют,
На печи газ зажигают (топают).
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей (хлопают).

Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит (хлопают).

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)

Учитель-логопед: Тушилкин, а для тебя ребята тоже подготовили подарок - частушки на противопожарную тему.
1. Ростом спичка – невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
2.Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
а залей его водой.
3.Для забавы, для игры,
Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала,
А много может сделать зла.

4.Сам костер не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка огонек
От пожара недалек.

5.Быть нельзя огню вблизи
Там где краска, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят «Огнеопасно».

6.Если близко телефон,
И тебе доступен он,
Нужно «01» набрать
И быстрей пожарных звать.


Заключительное слово «Тушилкин»:
Правил пожарных несложен урок,
Знай, выполняй их и помни дружок!
Чтобы не было в доме беды,
Мы запомнить с тобою должны:
Чтоб пожаров и бед избежать, -
С огнем не пристало играть!

Гости вручаю подарки детям (ластики в форме пожарной машинки).