Познавательное занятие
«Сам с огнем не играй и другим не позволяй»
Цель:
- Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара;
- Научить сообщать информацию о пожаре по телефону;
- Познакомить с профессией пожарного;
- Воспитывать дружелюбие, желание помочь в беде;
- Закрепить знание домашнего адреса;
- Учить детей правильно произносить слова.
Оборудование: конструктор LEGO, картинки для раскрашивания, разрезные картинки, познавательные плакаты, макет домика с огоньками, полотенце, мягкие игрушки,
форма для команд МЧС и 01.
Пополнение словарного запаса: пожарный, специальный вид транспорта, проблесковый маячок, огнетушитель, пожарные рукава, каска.
Сюрпризный момент: Пожарная машинка с сиреной, «Тушилкин»
Ход занятия:
Дети заходят в кабинет логопеда, знакомятся с новой тематической обстановкой, рассаживаются на места.
Учитель-логопед представляет гостей.
Игра разминка (дети хором заканчивают четверостишье):
Где с огнём беспечны люди.
Там взовьётся в небо шар.
Там всегда грозить нам будет
Злой …(пожар).
***
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в …(квартире)
***
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил …(утюг).
***
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками …(играл).
***
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над…(газом).
***
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег…(траву)
***
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой)
Звучит вой сирены пожарной машины, в группу входит «Тушилкин»
Тушилкин: Здравствуйте, ребята, как думаете - кто я?
Меня зовут «Тушилкин», я помогаю детишкам изучать правила пожарной безопасности.
Пламя бьётся из-под крыши,
Крик о помощи мы слышим,
Суетятся все, кошмар!
Это бедствие - ... (Пожар.)
Тушилкин: Ребята, как вы думаете, из-за чего происходят пожары? (выслушиваются ответы детей)
Задание 1. «Причины пожара»
Дети собирают картинки и объясняют причины пожара.
- Не выключенные электроприборы
- Игра с розетками.
- Игра с электроприборами возле воды.
- Включенная плита без взрослых.
- Игра со спичками.
- Игра с огнем в лесу.
- Игра с фейерверками.
- Уходя не выключен свет.
Дети показывают инсценировку «Кошкин дом»
Вед.
Жила кошка в славном доме
Жили с кошкой несколько котят
Очень славных и красивых
Но иногда непослушных ребят.
И котята непослушные ребята
Захотели спички взять
И немножко поиграть.
1 котёнок.
Ой, ну что мы тужим.
2 котёнок.
Зажжем и сразу же потушим.
3 котёнок.
И мама ничего не узнает.
И нас не поругает.
Вед.
И дома котята спички зажгли
А потушить не смогли их они.
Быстро огонь побежал по стене
Уж и шторка горит, что весит на окне.
Огонь.
Я огромный огонь,
Я быстро расту
И от спички одной
Я весь дом подожгу.
Вед.
Испугались котята
И быстрей, скорей бежать
Знайте спички не игрушка
Будет мама вас ругать.
Тушилкин: По какой причине произошел пожар у кошки в доме?
(Детская шалость с огнем)
Ребята, а как вы думаете, кто тушит пожары?
(Пожарные)
Как можно вызвать пожарных?
(по телефону 01 и сообщить адрес, где и что горит).
Задание 2. «Вызов пожарной охраны»
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:
Срочно 01 звоните,
Точно адрес назовите,
Что горит? Давно? И где?..
Несколько минут промчится –
И пожарная примчится!
(детям раздаются листы с рисунком)
На рисунке нужно соединить точки, что получилось? (телефон)
Какие цифры набираем, вызывая пожарных? (01)
Эти цифры раскрашиваем красным карандашом.
Далее каждый ребенок сообщает о пожаре: называет домашний адрес и что горит.
Тушилкин: Пожарные готовы к выезду.
Задание 3. «Пожарные на выезд»
(включается сирена пожарной машины)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. (Пожарная машина)
Каждому ребенку предлагается собрать пожарную машинку из конструктора LEGO.
Тушилкин: Ребята, а как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета? (Ответы детей).
Пожарная машина относится к специальному виду транспорта и имеет проблесковые маячки и сирену. Это нужно для того чтобы транспорт на дороге пропускал машины спешащие на пожар.
Когда пожарная дружина приезжает на место пожара, то в первую очередь спасают людей и даже домашних животных.
На пожаре самым опасным является дым, от дыма нельзя никуда спрятаться, поэтому обязательно нужно выходить из помещения закрыв рот и нос влажным полотенцем – защитить органы дыхания.
Задание 4. «Спасение пострадавших» (физкультминутка).
Намочив салфетки в воде, ребята, закрывая рот и нос, «спасают» любимую игрушку. Всех спасенных передают «медикам» для осмотра.
Тушилкин: Молодцы! Все спаслись, никто не пострадал.
После спасения пожарные приступают к тушению пожара.
Задание 5. «Тушение пожара»
Тушилкин: Когда пожарные тушат, они используют огнетушители, раскатывают пожарные рукава и заливают огонь водой, а мы потушим «Кошкин дом» отгадывая загадки, убирая огонек с горящего дома.
Шипит и злится,Воды боится.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает? (Огонь.) |
В деревянном домикеПроживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички.) |
Это тесный, тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр!
Не шути с сестричками,
Тоненькими........(Спичками) |
Поливая дом водой,Мы спасём его с тобой.
И огнетушитель тоже
В этом деле нам поможет.
Как зовётся та беда,
Привела нас что сюда? (Пожар.) |
Смел огонь, они смелее,Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (Пожарные) |
Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить........(Огнём) |
Пожарного часто в огне защищалаТакая "фуражка" - она из металла. (Каска.) |
Когда бензин горит отменно,Его легко затушит...
(Пена.) |
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь:
Искусает всю ладонь.
(Огонь) |
В рубашке в ярко-красной,В работе безотказный.
Прибор по имени ОП-5
Обязан каждый знать! (Огнетушитель.) |
Без рук, без ног,
К небу ползет
(Дым) |
Всё ест – не наедается,
А пьёт – умирает.
(Огонь) |
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его …
(водой) |
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И пожарным помогаю
Засыпать огонь песком (лопата) |
Спешит, гудит – дорогу дай,
Моргает синим глазом,
Примчится вовремя – спасет
Детей и взрослых разом. (Пожарная машина) |
Тушилкин: Пожар потушили, молодцы!
Сегодня вы многое узнали о пожаре и пожарных машинах, как себя вести в случае беды, как правильно вызвать пожарную охрану и самое главное, надеюсь, запомнили, что со спичками играть нельзя!
А сейчас ещё раз все повторим.
Физкультминутка: Игра «Топаем, хлопаем»
Если дети поступают правильно – хлопаем, если неправильно – топаем.
Чтоб пожаров избежать,
Нужно много детям знать (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть (топают).
Коля убежал за дом,
Там играет он с костром (топают).
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопает).
Таня с Ниною играют,
На печи газ зажигают (топают).
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей (хлопают).
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит (хлопают).
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Учитель-логопед: Тушилкин, а для тебя ребята тоже подготовили подарок - частушки на противопожарную тему.
1. Ростом спичка – невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла. |
2.Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
а залей его водой. |
3.Для забавы, для игры,
Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала,
А много может сделать зла. |
4.Сам костер не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка огонек
От пожара недалек. |
5.Быть нельзя огню вблизи
Там где краска, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят «Огнеопасно». |
6.Если близко телефон,
И тебе доступен он,
Нужно «01» набрать
И быстрей пожарных звать. |
Заключительное слово «Тушилкин»:
Правил пожарных несложен урок,
Знай, выполняй их и помни дружок!
Чтобы не было в доме беды,
Мы запомнить с тобою должны:
Чтоб пожаров и бед избежать, -
С огнем не пристало играть!
Гости вручаю подарки детям (ластики в форме пожарной машинки).